Silica sol

Silica sol

Silica sol is a colloidal solution consisting of a dispersive medium (water) and dispersive phase (micelles of amorphous silica). The silica micelles filled with water molecules have developed surfaces and many functional (silanol) groups which provide high reactive capability and possibility for inoculation of the particles surfaces by ion adsorption. The silica micelles are spherical particles filled with water and ions of alkali metals (Li, Na, K, NH4). This colloidal solution is specified with lactescence and whitish colour. The silica sol stabilized with sodium ions stays stable for a long time, there is only an insignificant decrease of silicon oxide concentration.

Silica sol is manufactured by two ways. The first one is ultrafiltration when sol is concentrated in the system of filters where water is removed through the filtering membranes. The second way is concentration when water is vaporized in the reactors and a permanent sol feeding occurs. The density and dimensions of the particles change depending on the production way. So during ultrafiltration the diameter of the micelles are from 5 to 15nm, they are more water-saturated and have less spherical forms.  During concentration the micells are about from 15 to 30nm, they are more consistent and spherical.

The main kind of silica sol used in industry is alkaline sol stabilized by sodium hydroxide. Commercial solutions have a concentration of silicon oxide from 15% to 30%. There are also silica sols stabilized with ammonium and potassium ions.  Herewith there are some marks based on silica sol and modified with aluminium, ferrous, chromium oxides and mineral acids. Silica sols can be alkaline (рН>9) or acid ( рН<5) depending on the choice of the stabilizator during the production of hydrated silica. At the pH values of from 6 to 8 the sol is not stable and form into gel in a colloidal solution of silica sol.  Acid silica sols are more inclined for coagulation and gel forming as they have decreased electric layer at the micelle surface, and this makes the micelles less stable. The most stable sol is alkaline silica sol stabilized with sodium hydroxide. Hydrated silica sol has a developed surface and can adsorb different ions or complex mixtures on it.

If silica sol is alkaline and pH value becomes acid (and vice versa), the process of gel forming starts. The micelles gather to large agglomerates that cannot disperse any more. The process of sol-gel transition is not reversible.

The price for silica sol depends on requested characteristics.

Кремнезоль

Кремнезоль

Золь кремниевой кислоты (кремнезоль, коллоидный кремнезём) — это коллоидный раствор, состоящий из дисперсионной среды, которой является вода, и дисперсной фазы, представляющей собой мицеллы аморфного кремнезема. Мицеллы кремнезоля, насыщенные молекулами воды, обладают полимерной природой, обладают высокоразвитой поверхностью и большим количеством функциональных (силанольных) групп, что обеспечивает высокую реакционную способность и возможность модифицирования поверхности частиц путем адсорбирования различных ионов. Мицеллы кремнезоля представляют собой сферические частицы, насыщенные водой и ионами щелочных металлов (Li, Na, K, NH4). Данный коллоидный раствор характеризуется опалесценцией и белесым цветом. Кремнезоль, стабилизированный ионами натрия, устойчив в течение долгого времени, однако, происходит незначительное снижение концентрации оксида кремния, за счет оседания скоагулировавшихся мицелл.

Кремнезоль в промышленных масштабах производят двумя способами: ультрафильтрацией (концентрирование золя в системе фильтров, в которой происходит удаление воды через фильтрующие мембраны) и путем концентрирования (при помощи испарения воды в реакторах, с постоянной подпиткой разбавленным золем). В зависимости от метода производства изменяется размер и плотность частиц. Так при ультрафильтрации преимущественно диаметр мицелл колеблется в районе 5-15 нм, мицеллы золя более насыщенны водой и имеют менее сферическую форму, тогда как при концентрировании золя путем упаривания размер частиц лежит в диапазоне от 15 до 30 нм, частицы являются более плотными и сферическими.

Основным видом кремнезоля, потребляемого промышленностью, является щелочной золь, стабилизированный гидроксидом натрия. Коммерческие растворы имеют концентрацию по оксиду кремния от 15 до 30%. Выпускаются кремнезоли, стабилизированные так же ионами аммония, калия. При этом существуют марки, на основе щелочного золя, модифицированные оксидом алюминия, железа, хрома, минеральными кислотами. В зависимости от выбранного вида стабилизатора золя кремниевой кислоты в процессе его производства, кремнезоли бывают щелочными (рН>9) и кислыми (рН<5). Во всем диапазоне концентраций оксида кремния в коллоидном растворе золя кремниевой кислоты при значениях рН от 6 до 8 золь является неустойчивым и переходит в гель. Кислые кремнезоли за счет уменьшения двойного электрического слоя на поверхности мицелл более склонны к коагуляции и гелеобразованию, что понижает их устойчивость. Самым устойчивым во времени является щелочной золь кремниевой кислоты, стабилизированный гидроксидом натрия.

Золь кремниевой кислоты обладает развитой поверхностью, вследствие чего может адсорбировать на ней различные ионы или комплексные соединения.

При изменении рН раствора в сторону кислой среды, если золь был щелочным, и в сторону щелочной, если золь был кислым, происходит процесс гелеобразования, при этом протекает объединение мицелл в крупные агломераты, которые не способны больше диспергировать. Процесс гелеобразования является необратимым.

ПК Промстеклоцентр поставляет кремнезоли линейки Nanosil следующих марок:

№ п/п Наименование показателя Марки
 NANOSIL-15  NANOSIL-20 NANOSIL-30 NANOSIL-40 NANOSIL-20A NANOSIL-30A
1 Внешний вид Опалесцирующая жидкость светло-желтого или серого цвета
2 рН ед. рН 9,8-10,8 9,0-10,8 9,0-10,6 8,8-10,4 2,3-3,9 2,3-3,9
3 Массовая концентрация диоксида кремния, г/л 152-170 220-237 329-362 495-520 220-237 329-362
4 Массовая концентрация оксида натрия, г/л 3,5-7,5 3,0-7,0 2,5-6,5 2,0-6,0 ­–
5 Силикатный модуль 25-50 55-90 55-100 80-110
6 Площадь удельной поверхности, м²/г 260-435 220-370 220-300 170-260 220-300 220-300
7 Средний диаметр частиц, нм 6,0-10,0 7,0-12,0 8,0-12,0 10,0-15,0 8,0-12,0 8,0-12,0
8 Кинематическая вязкость, сСт, не более 5,0 5,0 10,0 20,0 10,0 10,0
9 Плотность, г/см³ 1,090-1,100 1,130-1,140 1,195-1,215 1,295-1,310 1,130-1,140 1,195-1,215

Цена на кремнезоль зависит от запрашиваемых характеристик.